Поиск по этому блогу

вторник, 17 мая 2011 г.

Цивилизация

teoru sivil 1Добро пожаловать в рубрику “Цивилизация”, в которой мы поведем речь о возникновении, становлении и развитии современной мировой цивилизации, об основных вехах в истории человечества, научно-технических и технологических революциях, обо всем о том, что составляет суть жизни человека и общества.

Открывая рубрику необходимо сказать несколько слов о самом понятии “цивилизация”. По мнению основателей цивилизационной теории, человечество с момента своего рождения прошел этапы развития: “дикость” – “варварство” – “цивилизация”.

itap progres 2 Под понятием “цивилизация” они имели в виду наиболее развитый этап в истории человечества, который характеризуется появлением письменности, культуры, государства, права, общества. Сегодня же мы говорим о цивилизации как мировом сообществе людей, объединенных техническими и технологическими достижениями, культурными ценностями, общественными интересами, защищенными политическими институтами власти.

Изучение истории мировых цивилизации неотделимо от культуры. Культура во многом определяет лицо цивилизации, придает ей неповторимые черты. Каждая цивилизация создает свою культуру, которая в свою очередь, является основой развития общества. Долгое время культуру и цивилизацию отождествляли, но в XIX веке их развели.  В начале ХХ столетия немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 – 1936) и вовсе противопоставил их. Цивилизация у него предстала как высший этап культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.

Культура, – писал он, – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и обеспечившая своего роста”.

Сегодня с понятием "цивилизация" ассоциируется материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека. В культурологи и философии наибольшее распространение получило понимание цивилизации как системы, имеющей самостоятельный механизм функционирования. Такой подход берет начало с идеи известного русского мыслителя XIX века  Николая Яковлевича Данилевского (1822 – 1885), который выдвинул теорию о культурно-исторических типах, развивающихся подобно биологическим организмам.

Под культурно-историческими типами понимаются исторически сложившиеся общности, которые имеют свои характерные особенности культурного и социального развития.

Таким образом, культура и цивилизация в современном понимании – это взаимосвязанные понятия, которые обозначают уровень общественного развития. Но цивилизация не стоит на месте. Она проходит этапы развития: зарождение, расцвет, разложение и гибель, однако, при этом, накопленные культурные ценности переходят к другой цивилизации, появляющейся на месте исчезнувшей. Так было с цивилизациями Древнего Востока, Античности, цивилизацией средневековья, цивилизациями современного мира. В таком ключе понимал цивилизационное развитие нидерландский художник Отто ван Веен (1556 – 1629) при написании картины “Аллегория времени”.

allegory

О циклическом  характере  времени  напоминает  змея,  помещенная  на  первом плане.  Аллегорические  фигуры  Детства, Юности, Зрелости и Старости символизируют четыре «возраста» цивилизации, неотвратимый ход истории.


ВЗГЛЯДЫ  НА ЦИВИЛИЗАЦИЮ И ОБЩЕСТВО

Цивилизация состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимодействие этих двух явлений, социальных и интеллектуальных, является основой развития цивилизации       

ГИЗО

Цивилизация —  это особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и четко выраженные параметры технологического развития

А. ТОЙНБИ

Цивилизация и общество обусловлены тремя основными компонентами внутренней организованности: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определят два других компонента

Л.УАЙТ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Метрика

Яндекс.Метрика

Топ100

Топ100- Педагогика