Финикия. Древняя страна на восточном побережье Средиземноморского моря у подножья Ливанских гор. Была расположена на береговой полосе современного Ливана и северо-западной Сирии. Своеобразность природных условий Финикии, нашли отражение даже в названиях городов. Так, например, Библ (Библос), по финикийский звучит как Гебал, что означает «Гора», а название города Тира – по финикийский “Цур” – скала. Отсутствие большого количества пригодных для занятия пахотным земледельем затрудняло развитие земледельческого труда, в следствие чего, финикийцы сосредоточили усилия на садоводстве, культивировании фиников и винограда. Рыболовство занимало одно из ведущих мест в хозяйственной деятельности финикийцев, что естественно для морского народа. Неслучайно название города Сидона, на финикийском языке означало «место рыбной ловли». Большое богатство для страны представляли леса горного Левана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами. По предположению некоторых ученых, первые жители Финикии говорили на несемитском языке.
Но уже в III тысячелетии до н.э., согласно египетским источникам, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших в то же время палестинские земли.
В древневосточных источниках все эти племена именуются ханаанеями. Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его. Название «финикиец» встречается в египетских иероглифах надписях середины III тысячелетия до н.э. в форме «фенех». Позднее древние греки применяли слово «фойникес», что означало «красноватые», «смуглые». В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи, которое объясняется как «страна пурпурной краски», имеет широкое значение, так как подразумевает также Палестину и Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.
Как уже было сказано выше, земледелье не играло существенной роли в хозяйственной жизни финикийцев, из-за отсутствия большого количества пригодного для земледелья угодий. Но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Восточное побережье Средиземноморья славились естественными богатствами, в которых имели потребность соседние страны. Одним из основных продуктов, которым торговала Финикия, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана. Они давали отличнейший кораблестроительный материал.
Дань ханаанеев фараону. Египетская роспись XV века до н.э.
Из дерева изготовлялись саркофаги, в которых помещались мумии египетских вельмож. Прогрессу в хозяйственной жизни Финикии способствовало включение в середине II тысячелетия до н.э. ее городов в состав мощной Египетской державы. Пригодная для земледелья территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Однако, главное значение в хозяйстве финикийцев имела торговля. Большую роль в торговле играло высококачественное вино. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Изделия финикийских ремесленников отличались высоким художественным совершенством, и представляли большую ценность для египетских фараонов и митаннийских царей. В I тысячелетии до н.э. стали славиться финикийские стеклянные сосуды, изготовленные при помощи стеклодувной техники.
Во времена египетского владычества в долину Нила вывозились финикийские ткани. Финикийцы первыми начали изготовлять пурпурную ткань из особого вида моллюсков, окрашивали ею шерстяные и льняные ткани. Кроме товаров местного производства финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Практически, Финикия сосредоточила в своих руках всю транзитную торговлю Средиземноморья. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, а позднее—железо. Из Кипра в финикийские города доставлялась медь. С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморья. Таким образом, богатство Финикии, ее хозяйственная жизнь были основаны на торговле, что предопределила высокое искусство корабельного строительства и вождения, начало финикийской колонизации Средиземноморья.
Финикийские города и основание колоний
Пришедшие на территорию будущей Финикии семитские племена долгое время жили в первобытнообщинном строе. Но к концу III тысячелетия до н.э. у них начинают складываться небольшие рабовладельческие государства, в форме городов-государств. Каждый город-порт представлял собой политический, экономический центр. Одним из таких городов был Угарит, расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Население Угарита говорило в основном на западносемитском языке, хотя часть жителей пользовалась диалектом хурритского языка. На месте этого древнего финикийского укрепленного приморского города во время раскопок были обнаружены вместе с ценными вещественными памятниками во множестве таблички, относящиеся ко II тысячелетию до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письмена содержат мифы, проливающие свет на древнейшую культуру Финикии.
На месте современного городища Рас-Шамра люди жили в течение многих тысячелетий, но уже в III тысячелетии до н. э. это поселение можно рассматривать как город и даже как центр города-государства. Однако дошедшие до нас архивы Угарита датируются лишь временем с XIV веком до н. э. Они состоят из трех частей, хранившихся в разных помещениях царского дворца, в них содержатся хозяйственные, юридические и литературно-религиозные документы. Среди этих записей есть и знаменитые теперь мифологические тексты Угарита. В последних немало совпадений с Ветхим Заветом. Главной статьей дохода в Угарите была торговля, он также держал немалый флот и имел собственные верфи. Переписка Угарита с Тиром, Сидоном и Кинзой свидетельствует о тесных контактах между городами побережья и внутренних южных областей. По данным современной этнографии и археологии, торговые связи Угарита тянулись через верхнеевфратскую долину в области Закавказья. Особое значение для города имели связи с Аласией (Кипром), где существовала угаритская колония. Были налажены торговые отношения и с Египтом. В середине XIV — начале XII века до н.э. Угарит фактически подчинялся Хеттскому царству. Через Угарит в Каркемиш, столицу хеттов, шли бронза и олово. Торговцы из Каркемиша были в Угарите неприкосновенны, хеттский царь мог распоряжаться флотом Угарита фактически как своим. В результате такое положение вещей привело к тому, что когда на восточно-средиземноморское побережье началось наступление «народов моря», Угарит оказался беззащитен: его войско и флот были отозваны в этот момент хеттским царем. Однако, если судить по данным раскопок в Угарите, город погиб не вследствие этого наступления: он был разрушен землетрясением катастрофической силы и, видимо, затем уже был разграблен врагами. После этих событий Угарит никогда более не возрождался.
На острове южнее Угарита находился город Арвад, островное положение которого способствовало сохранению независимости в военных столкновениях того времени. Арвад был расположен в 50 километрах к северу от Триполи. Само название города означало «место скитающихся беглых», так он был основан беглыми сидонянами. Впервые название города Арвада упоминается в египетских источниках начала XV века до н.э. В VIII веке до н.э. Арвад был подчинен ассирийцами, затем Вавилонией. При Ахеменидах Арвад обладал автономией, а в эллинистическо-римский период имел свое собственное управление. Жители Арвада славились как искусные моряки. В XIV столетии до н.э. совместно с хеттами участвовали в войнах против Египта, и островное положение их города позволило сохранить независимость, после того как вся Финикия была подчинена Египту. С V века до н.э. в Арваде чеканилась монета. Своего наивысшего могущества город достиг при Селевкидах. В XII—XIII веках Арвад был захвачен крестоносцами. С тех времен на острове сохранились развалины замка крестоносцев. Полностью Арвад был разрушен в ходе завоевательных походов правителя Арабского халифата Омара I (634 – 644) и больше не возникал. В настоящее время на месте Арвада находится небольшое селение.
Крепостная стена древнего Библоса // Эхо Планеты № 5-1989 г.Одним из самых значительных центров финикийской цивилизации был город Библ, упоминающийся в Библии по названием (Библос) - современное название Джубейль. Это один из древнейших городов мира, возраст его насчитывает 5-6 тысяч лет. Город находится на севере Ливана, на берегу Средиземного моря. Сохранилась его древняя гавань, огражденная каменными стенами с башнями, охраняющими выход в море. Тут же — некрополь правителей города, заложенный за 2 тысячи лет до нашей эры. Город знаменит храмами Ваала, позднее известен как место культа бога Адониса, отсюда распространившегося и в Греции. По представлениям древних египтян именно в Библе нашла Исида тело Осириса в деревянном ящике. Уже в III тыс. до н. э. Библ поддерживал тесные торговые связи с Египтом.
В XVIII столетии до н. э., когда египетское влияние в Восточном Средиземноморье сильно уменьшилось, правители Библа по-прежнему оставались для Египта лишь областными руководителями (номархами), хотя по отношению к другим государствам выступали как цари. К концу II тыс. до н. э. отношения Библа с Египтом фактически становятся равноправными: из египетской повести “Путешествие Унуамона”, датируемой XI в. до н. э., мы узнаем о том, как правитель Библа заставил египетского посланника ждать аудиенции в течение 29 дней и затем запросил неумеренно высокую цену за лес, который тот просил продать Египту. Первые фараоны XXII династии Шешонк и Осоркон, по-видимому, еще некоторое время контролировали Библ, который в этот период являлся крупнейшим центром Северной Финикии. В VIII в. до н. э. эта область отошла к ассирийцам, а после падения Ассирии попала под власть Вавилона. После захвата Вавилона персами финикийские города признали гегемонию персидского царя Кира. Когда в 333 году до н. э. в Финикию вторглась армия Александра Македонского, Библ был в числе городов, мирно покорившихся новому завоевателю. После смерти Александра Библом владели сначала Птолемеи, затем он вошел в державу Селевкидов, вместе с остатками которой был в 64 году до н. э. присоединен к Риму. Последний царь Библа был казнен римским полководцем Гнеем Помпеем. В Древнем мире Библ был крупнейшим центром тоговли папирусом, который доставлялся из Египта, и соперничал с финикийскими городами Тиром и Сидоном. Греческие слова “библос” (папирус) и “библия” (книга) происходят от названия Библа. В Библе были найдены надписи, составленные особым слоговым “линейным письмом” (протобиблское письмо). Письмо содержит около 100 знаков, которыми, по-видимому, передавались слоги. Это письмо было гораздо проще, чем аккадская клинопись и египетская иероглифика, но в нем отсутствовали словоразделы, что сильно затрудняло чтение.
Протобиблское письмо, вероятно, употреблялось во II тыс. до н. э. Его до сих пор не удалось расшифровать, поскольку мы не располагаем достаточным количеством надписей, а формы знаков нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных систем среди письменностей Древнего мира. Библ еще недавно был местом паломничества туристов. Ему посвящены десятки книг известных археологов, историков, искусствоведов. Здесь до сих пор находят древние монеты и всякого рода «сувениры», оставленные многовековой цивилизацией этого города, который упоминается еще в Библии.
Древнеегипетский Храм обелисков – культовое сооружение построенное в 1900 году до н.э. // Эхо Планеты № 5-1989 г
На юге Финикии были расположены, постоянно враждовавшие друг с другом города Сидон и Тир. Они были защищены от нападения врагов скалами. На месте древнего города Сидона ныне находится город-порт Сайда, значительный промышленный центр Ливана.
Город Сидон был основан в IV тысячелетии до н.э., и ко II тысячелетию до н.э. превратился в один из крупнейших центров международной торговли. Правители Сидона в течение долгого времени вели упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии. В конце II — начале I тысячелетия до н. э. Сидон активно участвовал в колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н. э. Содон оказывается под властью Тира. В 701 году до н. э. Сидон покоряет Ассирия. Жители города неоднократно поднимали восстания против ассирийцев. В конце VII века до н.э. Сидоном овладевает Вавилон, а во второй половине VI столетия до н.э. город вошел в состав Персидской империи Ахеменидов. Около 342 года до н.э., после восстания против завоевателей был разрушен Персидским царем Артаксерксом III, но позднее восстановлен.
Сидон (Сайда). Новая часть города
В IV в. до н. э. Сидон Александр Македонский включил в состав своей империи. Позднее город входил в состав различных государств — государства Селевкидов, Римской и Византийской империй. В 637 году город был захвачен арабами. В эпоху Крестовых походов древний Сидон был объектом борьбы между крестоносцами и мусульманами, неоднократно подвергался осадам и разрушениям. В XIII — начале XVI веков Сидон находился под властью египетских мамлюков. В 1517 году Сидон был завоеван т турецким султаном Селимом I, и до 1918 года входил в составе Османской империи. Именно тогда он получил современное название — Сайда. Дальнейшая история города связана с историей Ливана, в состав которого был окончательно включен в 1920 году. Среди памятников культуры выделяются замок крестоносцев, возведенный на месте финикийского храма Мелькарта. Среди других памятников архитектуры – руины замка св. Людовика, построенная в XII веке, большая мечеть Джами аль-Кебир, перестроенная из христианской церкви. В окрестностях Сайды находятся остатки финикийских храма Эшмуна, относимое к X – V векам до нашей эры.
Непримиримым соперником Сидона за влияние в Финикии был город Тир, расположенный на скалистом островке, и поэтому сами финикийцы именовали его Цур (скала). В настоящее время – город Сур в Ливане. Тир был основан около XXVIII века до н.э. ханаанеями. Долгое время Тир существовал как самостоятельная городская община, позднее город-государство, где царская власть должна была считаться с сильной общинной организацией.
С древних времен город, малодоступный для противника, не располагавшего мощным флотом, состоял из двух частей — поселения на материке (Ушу) и островной цитадели, где в случае опасности укрывалось население. Основным центром городской жизни был храм бога-покровителя города Мелькарта. Около 1468 года до н.э. Тир был покорен фараоном Тутмосом III и вошел в азиатские территории Египта, а в период с 1355 по 1300 год до н.э. находился под хеттским влиянием. Тир первоначально уступал первенство в Финикии Сидону. Но после разгрома последнего около 1175 года до н.э. «народами моря», вызвавшего также массовое переселение сидонян в Тир, выдвинулся на первый план. В конце XII – начале XI века до н.э. Тир возглавил первый этап финикийской колонизации Средиземноморья. Жителями города были основаны такие города-порты, как Гадир, современный Кадис в Испании, Утика, Ликс в Африке. Основание этих колоний стало первым шагом на пути превращения Финикии в средиземноморскую морскую державу. Около 1075 года до н.э. Египет утрачивает власть в Азии, и для Тира наступает эпоха независимости. В X веке до н.э. цари Тира подчиняют Сидон, в память о его могуществе принимают титул “царей сидонян”, что означало владычество над всеми финикийцами. После этого события Тир начал контролировать всю Южную Финикию. Наибольший расцвет Тиро-Сидонского царства падает на время правления Хирама I (969 – 936 гг. до н.э.), превратившего Тир в неприступную крепость.
Тир. Городские ворота
Хирам укрепил средиземноморскую державу Тира, купил часть Галилеи и включил в тирскую сферу влияния некоторые города Кипра. Заключенный им союз с Израилем, царем которого в это время был Соломон, существовал около столетия. В X веке до н.э. Тир превращается в крупнейший торговый центр Средиземноморья, живущий, прежде всего за счет морских перевозок, пиратства и продажи пурпура, стекла, рабов. После того, как в IX веке до н.э. финикияне были изгнаны греками из Эгеиды, к власти в Тире пришел узурпатор Итобаал. Он упрочил положение Тира и возобновил колонизацию Западного Средиземноморья, в том числе Сардинии, где появилось много новых финикийских центров. В колониальную систему Финикии была включена и Северная Африка, где финикийцы в 823 году до н.э. основали город-порт Карфаген, ставший впоследствии главным соперником Рима в Средиземноморье. В 743 году до н.э. Тир признал зависимость от Ассирии. Однако чрезмерная дань и попытка Ассирии отторгнуть от Тира все его владения в Финикии, в результате которой Элули Тирский наконец признал ассирийскую власть, но возвратил себе все утраченное. Новое восстание Элули, произошедшее около 704 года до н.э. окончилось осадой Тира ассирийцами, бегством царя за море и потерей всех финикийских городов, ранее подвластных Тиру. После признания ассирийского верховенства Тир неоднократно восставал, навлекая на себя новые ассирийские походы. В 644 году до н.э. материковая часть города была разгромлена Ашшурбанипалом. На рубеже VIII - VII веков до н. э. Тир утратил заморские владения, но вплоть до V века до н.э. сохранил свое старшинство в Финикии.
Около 630 года до н.э., в результате резкого ослабления Ассирии в войне со скифами Тир вновь становится фактически независимым городом, и его купцы контролируют торговые пути Средиземноморья, вплоть до восточно-центральной Малой Азии, Южной Аравии, Испании, и даже Британии. Однако вторжение в регион сначала египтян, а затем и вавилонян поставило Тир между двух огней. Выступивший на вавилонской стороне и потесненный египтянами, Тир перешел на сторону последних. Но тринадцатилетняя осада, организованная царем Вавилона Навуходоносором II, заставила Тир признать его власть и примириться с утратой первенства среди финикийских городов, перешедшего к Сидону. Вместе с Вавилонией Тир вошел в державу Ахеменидов, включивших его в одну федерацию с Сидоном и Арвадом, а в 332 году до н.э. после семимесячной осады был взят и разгромлен Александром Македонским. Население города было продано в рабство. После этого Тир подчинялся македонским правителям Азии, а азтем – Риму и перестал играть самостоятельной роли, хотя вплоть до средневековья оставался важным центром. С тех далеких времен сохранились руины гавани, откуда тирские мореплаватели отправлялись в далекие страны.
Тир. Руины древней гавани. Отсюда в далекие путешествия по Средиземному морю отправлялись финикийцы. Сюда же привозились товары из Египта, средиземноморских колоний.
Культура Финикии
К финикийской культуре относится культура, созданная в IV—I тыс. до н.э. на территории Финикии и ее колоний. Финикийская культура испытала значительное влияние египтян, ассиро-вавилонской, хиттской, эгейской и греческой культуры. Самым важным достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во второй половине II тыс. до н.э., от которого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма. Древнейшими памятниками финикийской литературы являются мифологические тексты из Угарита, надписи финикийских царей, например царя города Сидона Эшмуназара, датируемое V веком до н.э. В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования.Частью финикийской литературы являются произведения, созданные в колониях, например Карфагене. Так до нас дошли сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плавании в Атлантическом океане и труды Магона, о Финикийская надпись на саркофаге Эшмуназара, царя Сидона. V в. до н. э.рациональном ведении сельского хозяйства.Значительную роль финикийские ученые сыграли в развитии географии, философии, астрономии. Они внесли неоценимый вклад в развитие античной философии. Достаточно сказать, что финикийский философ Мох был первым теоретиком атомистической концепции строения мира, а карфагенянин Гасдрубал в последней четверти II века до н.э. руководил афинской академией. Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства. Широкую известность получили декоративные изделия мастеров Финикии - многоцветные шерстяные ткани, сосуды и украшения из стекла полупрозрачные, с накладным полихромным геометрическим, растительным и зооморфным узором и фигурами зверей.
Во второй половине II тысячелетия до н.э. переживало расцвет керамическое искусство Финикии. Большим спросом в странах Древнего Востока пользовались изящные, тщательно лощенные грушевидные сосуды с двумя ручками, украшенные монохромной и полихромной росписью. Высокой виртуозности достигли финикийские мастера в ювелирном искусстве и мелкой пластике. Они изготовляли статичные, отточенные по форме статуэтки божеств из меди и бронзы, орнаментированные кинжалы, изделия из слоновой кости. В западных колониях Финикии в I тысячелетии до н.э. сложился своеобразный греко-пунический стиль, впитавший в себя финикийские и греческие традиции. Финикийская культура впитала в себя воздействие кипрского и крито-микенского искусства, и в свою очередь оказала существенное влияние на искусство архаической Греции.
В зодчестве Финикии своеобразно переплелись древнеегипетские и хеттские строительные приемы, но строители Финикии в отличие от египетских и хеттских строителей освоили технологию бетона, хотя здесь встречаются постройки из камня и сырца. Самые древние постройки относятся к III тысячелетию до н.э. Это плохо сохранившиеся храмы. К началу II тысячелетия до н.э. относится так называемый "храм обелисков" Библа. Храм представляет собой каменную постройку без крыши в неправильной форме с обелисками в центре, сложенными из необработанных каменных монолитов. Согласно библейским свидетельствам, для украшения храмов использовались драгоценные породы кедра и бронзовые украшения. Святилища представляли собой гигантский обелиск под открытым небом.
Развалины финикийского квартала на холме Бирса К концу I тысячелетия до н.э. в колониях Финикии в Западном Средиземноморье начали сооружаться храмы и святилища эллинистического типа, представлявшие собой небольшие, прямоугольные постройки, с фронтонами и статуями внутри. Для городов Финикии, обычно располагавшихся на полуостровах или островах, были характерны многоэтажные дома с небольшими окнами вверху и мощные зубчатые крепостные стены с башнями. Город с несколькими рядами укреплений, встроенными в них хозяйственными помещениями и храмами имел нередко несколько гаваней. Большое влияние на финикийскую культуру, на всем протяжении существования цивилизации, оказывали религия и мифология. Каждый финикийский город имел своего бога-покровителя. Так, например Тиру покровительствовал Мелькарат, а Сидону— Эшмун (бог врачевания). Покровительницей Библа была богиня любви и плодородия Аштара.
В Финикии особенно были распространены культы богов плодородия. Почитались бог земледелья Дагон и бог огня, пламени и чумы Решеф. В Угарите обнаружены записи древнейших мифов, в том числе о гибели и воскрешении Баала - бога земледелья и плодородного дождя, который борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры - воительницы Анат побеждает его. Другой земледельческий культ бога Адониса (финикийское божество растительности и плодородия) связан с мифом о боге, родившимся из пшеничного зерна, умершим и после смерти попавшем в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия. При храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре которой находился алтарь, существовали многочисленные коллегии жрецов. Наряду с обычными жертвоприношениями (скота, продуктов земледелья) в особых случаях, как-то политических событиях, при закладке стен города, в момент смертельной опасности, верующие приносили в жертву своих малолетних детей. Общий характер финикийской культуры в I тысячелетии до н.э. остается догматичным на долгие годы.
Таким образом, Финикия была еще одним центром древней цивилизации. Благодаря колонизации ее культурное наследие распространилось на все побережье Средиземного моря, оказало существенное влияние на развитие культуры Древней Греции и Древнего Рима, а также Северной Африки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий