При изучении истории гражданской войны в России 1918 – 1920 гг. в школьных курсах истории очень малое внимание обращено так называемой “третьей силе”. Вся концепция истории гражданской войны сводится к противостоянию белого и красного движения. На этой странице мы решили в определенной степени заполнить этот пробел.
Гражданская война – логическое продолжение революционных процессов, начавшихся в феврале 1917 года, их кульминационный момент, когда раскол общества дошел до своего предела. Война проходила не только по городам и весям России. Она была в душе каждого человека. Духовный раскол человека красочно показан в романе А.Н. Толстого “Хождение по мукам”. Но, даже и он не до конца осознавал всю трагедию народа. В двадцатое десятилетие ХХ века Россия вступила в небывалом до этого в истории нашей страны трагическом расколе. Красные или же примкнувшие к ним силы, сражались против белых, белые против красных. И те и другие с ненавистью проводили жесточайший террор: классовый и личный.
В период классовых сражений и возникла третья сила, которая сражалась под лозунгом “Бей красных, чтоб побелели, бей белых пока не покраснеют”. Впоследствии эта сила получила название “зеленых”. Что ж это была за сила? И какую роль она сыграла в истории гражданской войны?
Отметим, что кроме большевиков и организованных под их руководством частей Красной Армии, белого движения, руководимых ярыми монархистами, конституционно-демократическими и социал-демократическими движениями, в годы революций и гражданской войны были и так называемые “не примкнувшие”. Эта и была та самая третья сила, костяк которой составляли националисты, анархисты, часть левых эсеров, а также беспартийные крестьяне, сражавшиеся за свои дома, за свой кров и землю.
Третья сила по большому счету хотя и состояла из неорганизованной массы крестьянства, уголовного элемента, воинствующих анархистов, призывавших разрушить государственность, общественный строй, отрицавших морально-нравственные нормы, все же имела и своих лидеров. Одним из таких лидеров третьей силы был Нестор Махно (1888 – 1934).
Нестор Иванович Махно – человек не лишенный талантов, но без большого образования (он имел всего 2 класса начальной школы родного села Гуляй Поле Екатеринославской губернии), в годы гражданской войны смог организовать многочисленный и хорошо вооруженный повстанческий отряд, состоявший из разоренных крестьян, дезертиров из красной и белой армий, анархистов. То, что махновцы выступали под лозунгами анархизма, нет ничего удивительного. Еще в годы первой русской революции (1905 – 1907 гг.) Махно был активным членом анархической организации “Союз бедных хлеборобов”, развернувший активную борьбу в Гуляй Поле. Пропагандируемые Союзом идеи: полное безвластье, передача земли те, кто их обрабатывает, ликвидация частной собственности, нашли отклик в душе молодого Махно.
Став членом Союза, Махно начал принимать участие в ограблении местных торговцев и промышленников, в налетах на помещичьи усадьбы. В 1907 году Махно был арестован, и после длительного следствия, в 1911 году оказался в Бутырской тюрьме. Здесь он познакомился с одним из видных идеологов анархизма Петром Аршиновым. Под влиянием Аршинова Махно окончательно стал анархистом. В годы тюремного заключения Махно усердно занимался, пополняя свои знания по математике, литературе, истории, экономике.
Освобожденный февральской революцией, Махно сразу же отправился в родное село. В Гуляй Поле Махно был избран председателем Гуляйпольского крестьянского союза, и обладая непререкаемым авторитетом, установил по сути личную диктатуру. Объединив своих людей с отрядом известной анархистки Маруси Никифоровой, Махно начал нападать на поезда, расстреливать помещиков, промышленников, офицеров. Гуляйпольский район превратился в настоящее карликовое государство, в котором Махно был единоличным правителем. Уже в августе 1917 года он объявил ликвидацию здесь помещичьего землевладения. Вся земля была поделена межу крестьянами. Рабочим значительна была поднята зарплата.
Однако, после октябрьского вооруженного переворота, власть на Украине перешла гетману Скоропадскому, которого поддерживали германские войска, занявшие Украину. Махно был вынужден скрыться. И он отправился устанавливать связи с анархическими организациями. Побывал в Ростове-на-Дону, Таганроге, Астрахани, Саратове, Царицыне, и наконец добрался и до Москвы. В Москве он нашел своего давнишнего друга и наставника Аршинова, который свел Махно с другими идеологами анархизма: Кропоткиным, Черным, Боровым, Гроссманом.
Кроме анархистов в Москве Махно встречался и с большевиками, например он имел длительную беседу с председателем ВЦИК Свердловым, и даже имел встречу с Лениным. Большевистские лидеры отнеслись к Махно благожелательно и обещали помощь в организации партизанской борьбы против немцев. Но не смотря на контакты с большевиками, Махно ни как не мог принять их идеологии. В одном из своих воззваний Махно писал:
“Задачей нашей революционной армии и каждого повстанца, в нее вступившего, является честная борьба за полное освобождение трудящихся Украины от всякого порабощения… Каждый революционер-повстанец должен понимать, что как его личные, так и всенародные враги являются лица богатого буржуазного класса… Врагами трудового народа являются также те, кто охраняет буржуазную несправедливость порабощения, то есть советские комиссары, члены карательных отрядов, чрезвычайные комиссары, разъезжающие по городам и селам, истязающие трудовой народ, не желающий подчиняться их продовольственной диктатуре…”.
В своей борьбе против немцев, Добровольческой армии Деникина, гайдамаков Скоропадского, а затем и против Симона Петлюры, Махно то примыкал, то снова отпадал от красных. Но, не смотря на все свои колебания, Махно оставался ярым анархистом, ни на шаг не отступая от однажды принятого лозунга, который он сам провозгласил в одном из своих многочисленный выступлений.
“Если товарищи большевики идут из Великороссии на Украину помощь нам в тяжелой борьбе с контрреволюцией, мы должны сказать “Добро пожаловать, дорогие друзья!” Но если они идут сюда с целью монополизировать Украину – мы им скажем: “Руки прочь!” Мы сами сможем поднять на высоту освобождение трудового крестьянства, сами сумеем устроить себе новую жизнь, где не будет ни панов, ни рабов, ни угнетенных, ни угнетателей”.
Естественно, что такие настроения Махно не могли устроить большевистских лидеров. Еще в июне 1919 года Троцкий опубликовал статью “Долой махновщину!”, в которой он охарактеризовал армию Махно как худший вид партизанщины. Разрыв между Махно и большевиками привел к тому, что в конце концов армия Махно была частью рассеяна, частью уничтожена в кровопролитных боях с красными. Сам же Махно в 1921 эмигрировал в Румынию и поселился в Бухаресте. В 1922 году вместе с женой Махно оказался в Польше, а уже в 1924 году семья Махно поселилась в Париже. Последние десять лет, что прожил Махно в Париже он перебивался случайными заработками, писал свои мемуары, первый том которых вышел в 1927 году. Умер он в 1934 году.
Уже на примере Махно можно увидеть, что третья сила в годы гражданской войны была не менее грозной, чем былые или красные. Однако, как и всякое стихийное движение, без особо привлекательных лозунгов, без определенной идеологии, возникшая лишь в результате слома старых порядков и не еще не сформированной новой государственности, была обращена на поражение. Крестьянская, анархическая, за частую не организованная масса, не смотря на все свои недостатки, наносила ощутимые удары по белому движению и интервентам, помогая тем самым захватить и укрепить власть большевикам, которые за тем безжалостно расправились как с бывшими союзниками, так и теми, кого они посчитали врагами.
Третья сила возникшая в результате раскола общества, могла существовать только в расколотом обществе. С началом процесса консолидации власти, установлением новых государственных порядков, третья сила окончательно потерпело поражение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий