Поиск по этому блогу

среда, 18 мая 2011 г.

Искусство Северного Возрождения

v0002

Эпоха Возрождения традиционно подразделяется на южный и северный Ренессанс. Северное Возрождение – период идейно-культурного развития стран, расположенных к северу от Альп: Франции, Нидерландов, германских земель. Главной отличительной чертой живописи Северного Возрождения является стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению. Наиболее характерно черты живописного искусства Северного Возрождения представлены в полотнах А. Дюрера, Ян Ван Эйка, Иеронима Босха, Ж. Гужона, Питера Брейгеля Старшего.

van aik 00021

Если итальянская живопись эпохи Возрождения большое внимание уделяла мифологическим мотивам, и через них стремилась утвердить красоту и гармонию человеческого тела мира, то для художников и живописцев Северного Возрождения на передний план выводилась сама жизнь. Даже в аллегорических гравюрах Альбрехта Дюрера мы находим черты стремления к новому образу жизни, к изменению посредством развития ремесел и наук общественного отношения к индивидуальному раскрепощению человеческой личности. Нидерландские живописцы XIV – XVI веков стремились показать всю порочность средневековой общественной системы.

van aik 00023

Проблема человеческих отношений, показ всех негативных сторон жизни европейского средневековья пронизывает творчество Иеронима Босха (1450 – 1416). Своеобразным эпиграфом служит картина художника, написанная им в зрелом возрасте, по мотивам евангельской притчи блудный сына – «Бродяга». За спиной бродящего, одетого в лохмотья странника изображены постоялый двор, обители которого олицетворяют низменные порочные стороны жизни современной художнику Европы. Так по мнению некоторых специалистов свиньи, поглощающие корм из общего корыта намекают на проституцию, а петух, роющийся в куче навоза, символизирует похоть. И даже изображение строения с ветхой крышей, разбитыми стеклами, оторванным ставнем имеет глубокий социальный смысл – подчеркивание полного запустения общества, человеческой лени и невозможности исправить жизнь. Бродяга уходит от обители порока в чистый мир природы, но все время он оглядывается назад. Тем самым Босх подчеркивает, что вся наша жизнь проходит между добром и злом, и что выбор всегда остается за человеком.

bosx 0005

Еще более наглядный социальный характер носит картина «Корабль дураков». В ней речь идет о том, что человек в погоне за призрачным богатством забывает об общественном долге, утрачивает разум, а, следовательно, теряет свой человеческий облик.

x_8d752b66

Из всех этих примеров видно, что Северное Возрождение было явлением противопоставляющим образ нового человека старым феодальным представлениям. Роль человека в живописи Северного Возрождения показана более в глубоком социальном отношении, чем это было сделано итальянскими художниками. Именно это социальная значимость человека как личности и есть квинтэссенция всего искусства Северного Возрождения.

bosx 0002           bosx 0003

<!-- toodoo-key: RMq0BJJgrh4wUknbS7ppG -->

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Метрика

Яндекс.Метрика

Топ100

Топ100- Педагогика