Эпоха Возрождения традиционно подразделяется на южный и северный Ренессанс. Северное Возрождение – период идейно-культурного развития стран, расположенных к северу от Альп: Франции, Нидерландов, германских земель. Главной отличительной чертой живописи Северного Возрождения является стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению. Наиболее характерно черты живописного искусства Северного Возрождения представлены в полотнах А. Дюрера, Ян Ван Эйка, Иеронима Босха, Ж. Гужона, Питера Брейгеля Старшего.
Если итальянская живопись эпохи Возрождения большое внимание уделяла мифологическим мотивам, и через них стремилась утвердить красоту и гармонию человеческого тела мира, то для художников и живописцев Северного Возрождения на передний план выводилась сама жизнь. Даже в аллегорических гравюрах Альбрехта Дюрера мы находим черты стремления к новому образу жизни, к изменению посредством развития ремесел и наук общественного отношения к индивидуальному раскрепощению человеческой личности. Нидерландские живописцы XIV – XVI веков стремились показать всю порочность средневековой общественной системы.
Проблема человеческих отношений, показ всех негативных сторон жизни европейского средневековья пронизывает творчество Иеронима Босха (1450 – 1416). Своеобразным эпиграфом служит картина художника, написанная им в зрелом возрасте, по мотивам евангельской притчи блудный сына – «Бродяга». За спиной бродящего, одетого в лохмотья странника изображены постоялый двор, обители которого олицетворяют низменные порочные стороны жизни современной художнику Европы. Так по мнению некоторых специалистов свиньи, поглощающие корм из общего корыта намекают на проституцию, а петух, роющийся в куче навоза, символизирует похоть. И даже изображение строения с ветхой крышей, разбитыми стеклами, оторванным ставнем имеет глубокий социальный смысл – подчеркивание полного запустения общества, человеческой лени и невозможности исправить жизнь. Бродяга уходит от обители порока в чистый мир природы, но все время он оглядывается назад. Тем самым Босх подчеркивает, что вся наша жизнь проходит между добром и злом, и что выбор всегда остается за человеком.
Еще более наглядный социальный характер носит картина «Корабль дураков». В ней речь идет о том, что человек в погоне за призрачным богатством забывает об общественном долге, утрачивает разум, а, следовательно, теряет свой человеческий облик.
Из всех этих примеров видно, что Северное Возрождение было явлением противопоставляющим образ нового человека старым феодальным представлениям. Роль человека в живописи Северного Возрождения показана более в глубоком социальном отношении, чем это было сделано итальянскими художниками. Именно это социальная значимость человека как личности и есть квинтэссенция всего искусства Северного Возрождения.
<!-- toodoo-key: RMq0BJJgrh4wUknbS7ppG -->
Комментариев нет:
Отправить комментарий