Поиск по этому блогу

суббота, 11 июня 2011 г.

Системный подход на уроках истории

image386

Сегодня, каждый учитель вправе выбрать свою концепцию урока, построить его по своей методике, давать ученикам тот материал, который считает нужным. Планируя урок, учитель может взять за основу любую из предложенных на его выбор программ. Но при этом необходимо учитывать, что урок истории сам по себе незначительная величина, даже в том плане, если он дается на высоком эмоциональном уровне, с привлечением дополнительных материалов или же проводится с использованием компьютерных технологий. Урок должен быть привязан к курсу всей истории, и только тогда он становится целостной частью школьного исторического образования. Именно это и называется системным походом к изучению истории. Как может выглядеть системный поход – об этом мы с вами поговорим на этих страницах.

Для начала попробуем дать определение, что же это такое системный подход, и что он подразумевает?

Для меня, как для учителя истории системный подход – это трехуровневое школьное историческое образование. Каждый уровень должен быть не отделим друг от друга.

Верхний или как его еще можно назвать макроуровень – это вся школьная история с древнейших времен до сегодняшнего дня.

Следующий – мезоуровень – это отдельные курсы истории – Древнего мира, Средневековья, Новая, и Новейшая история.

И, наконец, микроуровень – это отдельно взятый урок.

Соотношение всех трех уровней и называется системным подходом к истории.

На сегодняшний день существуют несколько концепций изучения прошлого человеческого общества и цивилизации: формационная, теория культурно-исторических типов, теория цивилизационного развития. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Современные авторы школьных учебников по истории все больше склоняются к цивилизационной теории исторического развития, которая рассматривает историю человечества и цивилизации через призму научно-технического, технологического прогресса, с учетом духовно-культурного развития. По этой теории история человечества делиться на три крупных этапа: дикость, варварство и цивилизация. Первые два этапа – история первобытно-общинной эпохи. Третий же начинается с момента формирования первых государств, с появлением письменности, права, формированием первых древневосточных цивилизаций, и цивилизаций Европы.

При использовании цивилизационной теории легко построить системный подход обучения школьников. В общем виде, системный подход выглядеть следующим образом.

urokhist

Подводя итоги необходимо сказать, что системный подход дает возможность учителю составлять уроки так, чтобы держать в уме общие задачи истории, привязывать их к конкретному уроку, формировать целостное восприятие учащимися исторического развития цивилизаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Метрика

Яндекс.Метрика

Топ100

Топ100- Педагогика