Поиск по этому блогу

четверг, 16 июня 2011 г.

Сочинения историков на уроке истории

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
                                               Иван Бунин
kostomarov

Важной частью современного школьного исторического образования является формирование целостного восприятия учащимися исторического прошлого, которое предполагает умение работать не только с историческими документами, но и дополнительными материалами. В качестве таковых могут быть использованы энциклопедические статьи, материалы, взятые из Интернета, а также отрывки из сочинений историков. В данной статье мы рассмотрим на различных примерах вопрос о том, как можно рационально использовать сочинения историков с целью формирования исторических знаний учащихся, и как научить школьников пользоваться свидетельствами ученых для пополнения своих знаний.

Прежде всего, отрывки из сочинений таких историков, как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И.Костомаров, В.О. Ключевский и других российских и зарубежных ученых, можно использовать для характеристики исторического лица. Например, при изучении темы “Реформы 1550-х годов”, сочинения историков можно использовать для наглядного показа личности Ивана Грозного. Особенно в этом плане выделяется характеристика, данная царю русским историком Н.И. Костомаровым.  

Напрасно старались бы мы объяснить его злодеяния каким-нибудьimage руководящими целями и желанием ограничить произвол высшего сословия; напрасно пытались бы мы создать из всего образ демократического государя. Иван был человек в высшей степени бессердечный: во всех его действиях мы не видим ни чувства любви, ни привязанности, ни сострадания”.

Более сдержанную оценку деятельности Ивана Грозного мы находим в сочинениях В.О. Ключевского.

Царь Иоанн своим характером и деятельностью произвел не современников двойственное впечатление. Он никак не умели согласить смелых обдуманных его начинаний в первою половину царствования с несообразными предприятиями и жестокостями времен опричнины”.

Кроме того, отрывки из сочинений можно использовать и для характеристики того, или иного периода в истории, исторического события или факта. Предположим, что мы изучаем на уроке тему: “Образование Древнерусского государства”. Главным вопросом в этой теме является вопрос о роли варягов в процессе формирования Древнерусского государства. В качестве дополнительного материала можно привлечь сочинения Карамзина, Соловьева и Ключевского, и поставить перед учениками проблему: “Как в российской исторической науке оценивается роль варягов в образовании Древнерусского государства?”, “Как вы сами можете оценить деятельность князя Рюрика и первых русских князей из династии Рюриковичей?”.

rus 0001

Для раскрытия вопросов используются следующие отрывки:

А) “Начало российской истории представляет нам удивительный и едва  ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие; в России оно утвердилось с общего согласия граждан – так повествует наш летописец. Рассеянные племена славянские основали государство, которое соединяет в пределах своих три части мира”. (Н.М. Карамзин Гл. 4. Т. 1. "Истории государства российского").

Далее ставятся вопросы для этого отрывка:

  1. О каком летописце говорит Карамзин?
  2. О каком событии говорится в этом отрывке?
  3. Согласны ли вы с такой точкой зрения, относительно возникновения древнерусского государство? Обоснуйте свой ответ.

Б) С.М. Соловьев открывает свою историю с вопроса: “Каково же было влияние норманнов?”, и сам же на него и отвечает: “Оказывается, что оно было незначительным”. “Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьями у славянских племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более, что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть и речи о господстве норманнов, о норманнском периоде”.

Вопросы и задания к отрывку:

  1. Какую теорию происхождения русского государства отстаивает С.М. Соловьев?
  2. Почему, по его мнению норманны не играли значительной роли в становлении государственности у восточных славян?
  3. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Таким образом, на этих примерах мы хотели показать значительную роль использования сочинений историков для формирования исторического знания учащихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Метрика

Яндекс.Метрика

Топ100

Топ100- Педагогика