Поиск по этому блогу

вторник, 7 июня 2011 г.

Эротизм в искусстве

B0001

В этот поздний час решил поделиться с вами своими мыслями относительно одной из, на мой взгляд важнейшей проблемой мировой художественной культуры, а именно эротическим началом в искусстве. Стремление к прекрасному было заложено в человеке самой природой, а развитие его эстетических представлений является неотъемлемой частью его духовного восхождения. Еще в первобытную эпоху были заложены основы того, что сегодня принято называть мировой культурой. Первобытный человек стремился постичь окружающий его мир не только посредством созерцания и в ходе трудовой деятельности, но и с помощью художественного выражения. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, обнаруженные во многих регионах мира. Наиболее известны рисунки, изображающие животных, самого человека, сцены охоты.

Однако уже в эпоху Палеолита, начали появляться первые скульптурныеimage изображения обнаженных женских фигур, так называемые “палеолитические Венеры”, ставшие первыми в истории человечества эротическими художественными скульптурами эротического характера.

Распространение скульптурных изображений женщин, были своеобразным воплощением материнского начала в семейно-родовых отношениях, в исчислении рода. При существовавшем в тот период групповом браке отцовство не было известно, и оно явно не осознавалось еще в общественном смысле. Прародительницей рода считалась женщина-мать.

В то время на женщину возлагалось все, что было связано с оседлостью: уход за жилищем, очагом, детьми, хранение продуктов, приготовление пищи, шитье одежды и.т.д. Женщины составляли ядро рода и являлись хозяйками в общих жилищах. В таких условиях первоначальный род мог быть только матрилинейным, а следовательно господствующей системой общественных отношений был матриархат. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие больше времени проводили на стоянках, ведя все усложнявшееся хозяйство.

Таким образом в первобытную эпоху эротизм в искусстве носил не только художественный смысл, но и воплощал собой общественные отношения, сложившиеся в эту эпоху.

С дальнейшим развитием человечества, с прогрессом его умственных и физических способностей, с развитием родоплеменных отношений, с возникновением патриархата, и в конце концов переходом человека в эпоху неолита происходило, сначала незаметное,  а затем все более убыстряющее развитие художественного искусства. Первые скульптурные изображения эпохи неолита мало чем отличаются от “палеонтологических Венер”. Такие же неразличимые по лику фигурки, а мужская это или женская, можно только догадываться.

image Со временем люди эпохи Неолита начали делать обнаженные женские фигурки, зачастую изображающие беременность, с преувеличенными объемами груди и бедер. Другие “скульптуры” представляют момент родов, при этом фигура помещена на высокое сиденье, фланкированное зооморфными фигурами. Еще один вид скульптуры представляет мать с младенцем на руках. Мать изображена с пышными бедрами и грудью и схематичной головкой с маленькими щелевидными глазами на лице. Такой тип фигур обнаружен в городище Хачилар (запад Турции). Еще более интересная женская фигурка была обнаружена на Мальте. Это лежащая женщина.

http://gazeta.aif.ru/online/aif/1405/bel57_01the-Sleeping-Lady

Подлинного и наиболее яркого своего воплощения эротизм получает в эпоху Античности. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты, которая, по выражению греческого писателя Лукиана, “состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела”. В творческом воображении мастеров скульптуры этот идеал связан прежде всего с обликом юноши атлета.

http://marrizita.narod.ru/3.htm

hellenis_myron.disc.1.lg 

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sculptures_in_the_United_States

ts

 

Что касается женских фигур, то в древнегреческой скульптуре, за редким исключением, мы не найдем обнаженных женских фигур. Ни Фидий, ни другие великие мастера не обращали своего взора женской эротике. Для них красота мужском теле. Даже в знаменитом в своем фризе, Фидий в обнаженном виде изобразил только мужчин, тогда как все женские фигуры, одел в легкие, ниспадающие одела или покрывала. И в этом нет ничего удивительного. Греческое искусство было направлено, прежде всего, на то, чтобы показать мужество, воспеть физическую красоту. И как сами считали древние греки, такую красоту можно увидеть только в сильном мужском теле, тогда как женская красота более слабая, не могучая противостоять многочисленным испытаниям. Вот почему греческий эротизм – это прежде всего мужское обнаженное тело.

27-я метопа с фриза Парфенона. Битва лапифов с кентаврами
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:South_metope_27_Parthenon_BM.jpg

630px-South_metope_27_Parthenon_BMЕдинственным исключением из ряда мужских обнаженных фигур можно выделить Венеру Милосскую – скульптуру обнаженной богини Афродиты, созданную между 130 – 100 гг. до н.э. неизвестным автором, хотя некоторые241px-Venus_de_Milo_Louvre_Ma399 учены склоняются к мнению, что автором Венеры является скульптор Агесандр (или Александрос) Антиохийский.

Венера Милосская стала воплощением женской красоты и эротического начала, послужила образцом для многих последующих скульптурных и живописных тем, особенно в эпоху Возрождения. Она воспринималась, да и продолжает восприниматься как идеал женской красоты, как единение телесного и духовного богатства человека.

В Средневековье эротизм, под давлением христианкой религиозной морали совершенно исчезает из искусства. В этот период создавались бестелесные, окутанные с ног до головы в одежды, без соблюдения каких либо пропорций фигуры святых, монархов, служителей церкви. Телесная красота, перед которой приклонялись народы Античности оказалась под запретом на долгие века, пока вновь не была возведена на должную высоту художниками и скульпторами эпохи Возрождения.

Ренессанс обогатил мировую художественную культуру  шедеврами подлинной красоты, носящий в себе эротическое начало.

Флоренция 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Метрика

Яндекс.Метрика

Топ100

Топ100- Педагогика