Можно ли использовать мифы и легенды народов мира в качестве материала для изучения истории в школе?
Каждый учитель отвечает на этот вопрос по своему. Для одних мифы и легенды – это только сказки, о которых можно упомянуть в ходе урока, но опираться на них как на источник не целесообразно. Другие же педагоги склонны видеть в мифах и легендах источник активации мыслительной деятельности учащихся и материал для преодоления сухости урока.
Я же слоняюсь (возможно, что многие историки и педагоги, преподающие историю не согласятся со мной) видеть в мифах и легендах закодированный источник человеческой мудрости. В них заложены основополагающие исторические знания, во много раз превышающие знания, которыми мы сегодня владеем.
Таким образом, легенды и мифы могут быть использованы на уроках истории не только в качестве “оживляющего” урок материала, но как полноценные источники для изучения прошлого человечества.
В качестве примера приведу миф о Лемурии и Атлантиде.
Золотой город – столица легендарной Атлантиды
Школьная история вообще не касается вопроса о существовании предыстории человечества, ограничиваясь кратким обзором первобытного общества, взяв за основу эволюционную теорию Дарвина, тем самым оставляя за бортом изучения огромный пласт всеобщей истории. Конечно же, вопрос о существовании Атлантиды и более древней цивилизации Лемурии до сих пор остается открытым и спорным. Однако, если внимательно рассмотреть мифы и легенды народов Востока, древневосточные религиозно-философские учения, становится ясным – предыстория человечества не ограничивается первобытно-общинным строем, а уходит своими корнями в более глубокое прошлое.
Говорить об этом в 5 классе (История Древнего мира) не стоит. Ученики просто на просто не поймут, в силу своих возрастных и умственных особенностей. Но, в 10-11 классах уже будет уместно говорить обо всех спорных вопросах истории, в том числе и теориях существования пред человеческих цивилизаций.
Что же касается мифов и легенд о Лемурии и Атлантиде, то более подробно с ними вы можете ознакомиться перейдя по ниже следующей ссылке
Другого рода легенды – это повествования о богах и героях. Их уже можно начать использовать с 5 класса, в качестве материала для ознакомления с народным творчеством, формирования толерантности и гуманистического мировоззрения. В этом плане большую помощь учителю могут оказать книги, содержащие краткие изложения мифов и легенд народов мира. Например, “Скандинавские сказания”: сборник известных мифов скандинавского средневекового фольклора. Книга была издана в 1988 году издательствам “Детская литература”. Здесь собраны сказания о происхождении мира, об эльфах и гномах, о скандинавском пантеоне, а также о героях, воспевавшихся в сагах. Данные сказания дают обширные сведения о творчестве средневековых народов, населявших Скандинавский полуостров и Ютландию, и при их методически правильном использовании создают условия для творческого развития учащихся.
Таким образом, использование на уроках мифов и легенд народов мира является составной частью изучения исторического прошлого, формирования широкого взгляда на мир, на человека, на их прошлое, настоящее и будущее.
<!-- toodoo-key: RMq0BJJgrh4wUknbS7ppG -->
Комментариев нет:
Отправить комментарий